Версия для печати

Эта новость доступна по адресу:
http://www.titoff.ru/news/index.php?id=8815&gid=3



Новости : Культура

27 августа 2008 года  03:13 НСК

Великое персидское хранилище дресс-кода

-- Их либе дих! – этим веселым девичьим возгласом встретил меня древний город Тахте-Джамшид, более известный как Персеполис, сотворенный Дарием I более чем два с половиной тысячелетия назад. Молоденькие девушки-персиянки не скрывали своего восторженного отношения ко мне. Хотя представить себе столь дерзкое поведение старшеклассниц в стране победившей исламской революции можно было в самом фантастическом сне.

ПодружкиЗа время своей поездки в Иран я был как будто под вечным прицелом глаз персиянок. Представительницы слабого пока в этой мусульманской стране не очень то церемонятся. Даже в крайне консервативном священном городе Кум, откуда пошла исламская революция, очень часто можно встретиться с заинтересованным женским взглядом.

А что говорить про «продвинутые» города? Меня шумно приветствовали ученицы средних в парке птиц в Исфахане. Девушки в Ширазе посматривали косо, жеманно посмеиваясь. Гламурные же тегеранские модницы просто испепеляли взглядом.

Я уверен, что нет ничего прекраснее дерзкой персидской девушки в платке. Даже в случае, сейчас непредставимом, резкой перемены политического климата, в результате чего Иран вдруг прекратится в светское государство, они никогда не снимут своих накидок и хаджабов.

Потому исламские принципы дресс-кода заложены не только торжеством исламской революции, а чем-то более глубинным. В аэропорту представители разных полов действительно проходят раздельно, Мужчины в общественном транспорте сосредоточены в первой половине автобуса, а женщины в задней. Но все это не более, чем условности. В междугороднем автобусе никому не придет в голову рассаживать мальчиков и девушек по разные стороны транспорта.


Честное персидское слово

-- Оплатить билеты по банковским карточкам не получится, - мужской голос на том конце телефонной связи был спокоен и уверен. - Но мы с удовольствием можем забронировать вам билеты, просто записав вас.

Авиакомпания «Иран Эйр» – очень хорошая авиакомпания, поскольку его сотрудники действительно держат слово. Вам достаточно по телефону записаться на любой рейс, а выкупить билеты перед самым отлетом. Вам предложат цены на самолет в полтора раза дешевле, чем любая российская авиакомпания. Более того, вы будете приятно удивлены, что будете иметь возможность купить билет на российский «Аэрофлот» по ценам «Иран Эйр».

Почему авиакомпания не принимает платежи по карточкам, удивляться не стоит. В Иране мне не пришлось встретить ни одного банкомата в принципе. Технологии пока не сильно прижились в исламской республике. Хотя Интернет-кафе, основными посетителями которых, являются, кстати, в подавляющем большинстве представительницы слабого пола, в городах Иране не так уж и мало.

Интересно, что иранское министерство иностранных дел уже объявило о том, что в ближайшее время визу в бывшую Персию можно будет получить через Интернет. Но пока эта инициатива в практику не воплощена.

Вообще-то, еще некоторое время назад для того, чтобы получить визу в Иран нужно запастись терпением. Автор этих строк весной этого года уже пытался получить визу в турецкой столице, но иранское посольство, как и во всех станах мира, было непреклонно: на оформление визы требуется 15 дней.

Правда, в 2005 году иранские власти ввели новый режим въезда, согласно которому недельную визу при наличии обратного билета можно получить и в аэропорту. Потом можно поменять авиабилеты на более поздний срок и продлить визу еще на неделю.


Въезд без шенгенских проволочек

-- В Тегеране мужчины и женщины даже паспортный контроль проходят раздельно - убеждали меня в Москве люди, неоднократно бывавшие в Иране.

-- А как это доказать, ведь в заграничном паспорте не указывается, состоит человек в браке или нет? - задавал я вполне резонный вопрос. Консультанты только разводили руками, не зная, будет ли это значимым аргументом в гостиницах.

Практика лишь частично подтверждала прогнозы. В аэропорту представители разных полов действительно проходят раздельно. Мужчины в общественном транспорте сосредоточены в первой половине автобуса, а женщины в задней. Но все это не было так страшно, как предсказывали. Например, в междугороднем автобусе никому не придет в голову рассаживать мальчиков и девушек по разные стороны транспорта.

-- Давайте быстрее и не надо заполнять всю анкету. Достаточно будет того, что вы напишите только место своего проживания в Иране, - человека, выдававшего нам въездную визу Иран в аэропорту Мехрабад, понять можно было.

Еще пять минут назад он спал крепким сном и хотел как можно быстрее снова вернуться в прежнее состояние. К моменту произнесения фразы, он уже вклеил в наши паспорта иранские визы, а мы, как назло, всё ещё возились с заявлениями.

Правда, найти место, где выдают визы, тоже сначала показалось делом непростым. Вместе со своими спутниками я оказался в большом пустом зале аэропорта, где даже не было элементарных указателей, хоть как-то намекавшим на то, что здесь где-то выдают визы. Пришлось похлопотать, чтобы сначала это заветное место.

У нас не было ни приглашения, ни точного плана по размещению даже на самую ближайшую ночь. Но выход найден был элементарно. В путеводителе на Lonely Planet тут же был найден первый попавшийся отель в Ширазе, чей адрес был тут же вписан в заявление.

-- Только зря фотографировалась, - моя спутница, специально готовясь к поездке в Иран, сделала снимки в платке. –- Теперь кому нужны эти фотографии? На память разве что…


Общежитие освобожденных женщин Востока

Не удивляйтесь в Иране обилию девушек с пластырями на носу. Это некогда модное поветрие, захлестнувшее молодых персиянок, уже сходит на нет.

-- Раньше вообще все поголовно стремились сделать себе пластическую операцию по исправлению носа, - раскрыл секрет продавец персидских ковров в Тегеране Хусейн, -- Чуть ли не каждая третья на улице была с пластырем на носу.

При кажущейся консервативности исламского дресс-кода, типажам женщин в Иране нет числа.

-- Почему персиянки такие разные? - спрашивал я таксиста Моххамада в Исфахане. -- Одни ходят в больших черных накидках, другие одеваются веселее и не так консервативно, а у третьих вообще платки почти на затылке?

-- Многое от мужчин зависит, - отвечал водитель, - Если мужчина не против, то и женщина может одеваться, как ей вздумается.

До исламской революции женщины сидели по домам как птички в клетках, а теперь работают наравне с мужчинами, получая даже больше. Женщина в Иране вообще достаточно свободное существо

-- Сейчас женщина может смело тратить на себя самостоятельно заработанные деньги, -- развивал в Бушере мысль школьный преподаватель английского Мустафа. – В отличии от мужчин, который обязан тратиться на свою супругу.

Как известно, любой мусульманин формально имеет больше возможностей. Теоретически он может иметь до четырех жен. Но в Иране все далеко не так.

-- Я что-то не слышал, что среди нынешних персов есть многоженцы, - объяснил мне ситуацию Расул из Таджикистана, с которым удалось познакомиться в аэропорту имама Хомени, - Но среди моих друзей в Иране таких точно нет. Дай бог некоторым потянуть хотя бы одну жену.

Памятник неизвестному имаму

Похмелье исламской революции

-- Вы все родственники? – впервые в жизни я почувствовал вопрос без единого звука.

Работник гостиницы, где мы остановились в Ширазе, зацепил указательные пальцы рук и вопросительно посмотрел на меня, едва кивнув на моих спутников. Я уже видел этот жест в восточных странах и, не моргнув, соврал, утвердительно кивнув в ответ.

-- Ну, вот видишь, - удовлетворенный ответом он радостно заговорил на фарси с портье. – Как я и говорил тебе, они все – родня.

В других местах даже молчаливых вопросов не задавали. Хотя еще в Москве меня предупреждали, что парня и девушку ни в одной гостинице никогда не поселят вместе, если у них нет документов, удостоверяющих, что они состоят в браке. Отсутствие таких пометок в наших заграничных паспортах мало будет интересовать представителей корпуса стражей исламской революции. А за хождение даже в обычной футболке с коротким рукавом можно нажить проблемы с девушками из полиции нравов.

-- Не хотите виски или водки? – молодой таксист в Исфахане просто огорошил вопросом.

-- Что-то не хочется, -- в стране, причисленной американцами к «оси зла», можно было ожидать провокации.

– Если захотите, можете звонить мне любой момент.

-- А как же полиция нравов?

-- О чем вы? - я увидел лишь недоуменный взгляд собеседника. – У нас очень много людей, которые пьют каждый день.

Я увидел реалии черного рынка страны, где в принципе не существует торговли алкоголем. Но так и не увидел ни одного стража исламской революции, а полиция нравов, видимо, прошла стороной.


Не бойтесь стражей, Коран приносящих

-- Остерегайтесь людей из полиции нравов, не носите короткие рукава и штаны, к которым они всячески придираются стражи исламской революции, - напутствовали меня российские специалисты по Ирану.

Мысль о встрече с представителями элитного корпуса стражей исламской революции будоражила, а потенциальная беседа с девушками из полиции нравов просто могла быть интересной. Но ни те, ни другие не попадались на моем пути.

-- Шурави? – задал вопрос о моем происхождении парень, с которым мы сидели на одной скамье в Бушере во время трансляции футбольного матча Шотландия- Италия отборочного цикла Евро-2008.

Меня впервые называли шурави. Видимо, я так выразительно на него посмотрел, что мой собеседник тут же залепетал на фарси. – Прости, я же в хорошем смысле этого слова.

-- Если хочешь искупаться, то мы можем отойти, - обещал мне Муртаза, желая загладить свою вину, – Не волнуйся: я посторожу твою одежду.

-- А как же полиция нравов? - задав вопрос, я увидел лишь недоуменный взгляд собеседника.

К 22 часам здесь в Бушере творилось нечто невообразимое. Количество людей перед большим экраном, где шла трансляция ничего не значащего для жителей Ирана матча, увеличивалось в геометрической прогрессии: они занимали места на газонах, приезжавшие семьи стелили покрывала, дети шалили, пацаны лезли раздетыми в соленую воду, а взрослые прямо на тротуарах готовили пищу и курили угольные кальяны.

Я так и не искупался в Персидском заливе. При таком скоплении народа, сославшись на отсутствие купальной униформы, я отказался лезть в воду.

Я так и не увидел ни одного стража исламской революции, а полиция нравов, видимо, прошла мимо меня стороной.


Бородатые баннеры культа

Портреты духовных лидеров страны – волевого имама Хомейни и добродушного имама Хаменеи - постоянно сопровождают любого путешествующего по Ирану. Их изображения везде: на площадях и на вокзалах, в автобусах и такси, в офисах и магазинах.

-- Я просто считаю своим долгом подарить портреты имама Хомейни и имама Хаменеи моему другу из России, - говорил мне лавочник, даря изображения иранских духовных лидеров Ирана.

Лавка, где продавалась атрибутика с иранскими вождями, была уже пятой. В четырех предыдущих сценарий развивался однотипно. Как только я выбирал интересующую вещь, а лавочник узнавал, что я из братской страны Русия, он ни в какую не желал брать плату за сувенир.

- Почему нигде в Иране нет изображений действующего президента страны – Мохаммада Ахмадинижада, которого Запад суть ли олицетворяет дьяволом? – поинтересовался я уже перед отлетом из Ирана.

-- Да Ахмадинижад примерно то, что Брежнев для Аллы Пугачевой, - Расул хоть и из Таджикистана, но прекрасно знает Иран и за словом в карман не лезет. – Ну, кто он такой? Мелкий политический деятель времен имама Хаменеи.


Тегеран – Исфахан – Шираз – Бушер – Кум – Тегеран

Ноябрь 2007 года

Виктор Титов


*** Предупреждение ***

*** При использовании материалов ссылка на Titoff.Ru обязательна! ***